Использование международных образовательных сетей

Использование возможностей международных образовательных сетей для исследования и сотрудничества
Воронина Людмила Алексеевна, учитель математики и информатики,
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 111 г. Минска»

Поликультурное образовательное пространство можно расценивать как условие формирования личности в многообразии культур. И это всегда было и будет востребовано временем. Поликультурное образовательное пространство – это среда, ресурсы, возможности. Все это позволяет формировать поликультурную личность - личность с развитым чувством толерантности, эмпатии,  способную к активной и эффективной деятельности в мировом пространстве. В связи с этим я стала использовать возможности iEARN (Международной сети по образованию и ресурсам)
Этот ресурс позволяет учащимся во всем мире учиться друг с другом в рамках совместных проектов iEARN, чтобы изменить свое местное и глобальное сообщество. Благодаря коллективному обучению и действиям мы наравне со всеми вносим изменения в проекты iEARN, которые отвечают глобальным целям устойчивого развития.
Я со своим классом принимаем участие в таких проектах как:
- «Глобальная математика». Этот проект использует математику как объединяющий инструмент для исследования и понимания нашего общего мира. 
Мы  используем математику, чтобы наблюдать симметрию в пространстве, сравнение региональных температур, статистику образа жизни (например, на скольких языках вы говорите?) а математика служит общим языком, чтобы облегчить исследование и сотрудничество.
Проект помогает учащимся понять, что математика является важным объединяющим инструментом для понимания нашей планеты. Язык математики нейтрален в культурном отношении и, таким образом, является идеальным способом исследовать, исследовать и делиться нашим миром. Ссылка на проект: http://www.globalmathcollaborative.org/index.html
- «Международный книжный клуб: общение с читателями»
Чтение дает нам знания. Знания дают нам силу улучшать нашу жизнь и мир! 
При этом развиваются  навыки 21 века: общение, сотрудничество, критическое мышление, креативность, гражданство. Для этого книжного клуба выбираются мультикультурные книги, потому что они показывают общие человеческие эмоции, учат терпимости и уважению, поощряют гордость за наше культурное наследие.
В классе мы читали разные книги, делились тем, что вы узнали во время чтения. Отправляли свои письма-отзывы на форум.
Ссылки:
- «Улыбающийся мир» - это проект, целью которого является являлось содействие международному миру во всем мире посредством улыбок. Мы также приняли участие в этом проекте. Мы показали миру, что готовы к гармонии, отправив свои фотографии с лучезарными улыбками и получали в ответ улыбки детей из других стран. Мир с улыбками - это мир с солнцем - давайте позволим лучам испускать лучи.
- Мини-проект: «Говорящие воздушные змеи вокруг света». Мы ставили целью принять участие в традиции запускать змеев с рисунками, выражающими наши мечты о лучшем мире.
«Очень важно в сегодняшнем политическом климате чтобы мы смогли выразить идею, что сохранить мир во всем мире — в наших силах», — сказал Ади Екутели, основатель 10 000 проектов. Каждый человек будет запускать воздушного змея, которого он или она украсила, как символ диалога, братства и понимания других людей. Каждый участник запустит змея с его или ее мыслями, страхами, мечтами и надеждами. В рамках этого проекта мною был создан собственный блог «Народов много – дружба одна, планета Земля – большая страна» https://interkommunic.blogspot.com/, где каждый может увидеть результаты нашей работы. Каждый из учащихся изготовил воздушного змея из бумаги, картона и нитей, не просто написал свои идеи о будущем нашей Земли, но и провел защиту своей работы, своих взглядов.
- «Читаем детям о войне» (https://detymovoine.blogspot.com/)
Акция «Читаем детям о войне была приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Организатором Акции являлась ГБУК «Самарская областная детская библиотека».  Участниками Акции могли стать различные предприятия и учреждения, общественные организации, творческие объединения, средства массовой информации, а также частные лица, поддерживающие цели и задачи мероприятия.
Данный проект содействовал формированию у подрастающего поколения чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, сохранению исторической памяти и передачи её подрастающему поколению.
Мной совместно с коллегой Тихоновецкой И.П. проводились данные акции ежегодно. На страницах данного сайта можно найти стихи и прозу о войне, материалы, содержащие воспоминания малолетних узников фашизма, есть как список детей-героев Великой Отечественной войны, так и некоторые факты из их жизни, совершенных ими подвигов. На странице «Рекомендации родителям» мы говорим  о том, что многие из родителей в детстве читали такие книги и к этому нужно обязательно приобщать и современных школьников, ведь данные книги заставляют задуматься о жизни своих сверстников вовремя войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости, о выборе между совестью и предательством, об умении договариваться и решать проблемы мирным путем. 
Я считаю, что участие в проектах, которые включают в себя детей со всего мира, может содействовать интернационализации, толерантности, самостоятельной работе над собой и своими качествами, готовности жить и работать в поликультурном мире.



Диалог культур на уроках математики
Воронина Людмила Алексеевна,
учитель математики и информатики
ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска»

Поликультурное воспитание основано на том, что человек является пересечением многих культур, а значит необходимо сохранять и развивать многообразие существующих форм творчества, передавать данное наследие молодому поколению. Знания об искусстве (музыка, национальные костюмы, произведения художественной литературы, живопись, декоративно-прикладное искусство), общечеловеческих нравственных качествах обеспечивают положительное самоопределение учащихся к поликультурной образовательной деятельности, готовят к межкультурному диалогу.
Потенциал математики просто необходимо использовать в поликультурном развитии учащихся, ведь ее взаимосвязь с живописью, музыкой, архитектурой, литературой, основанная на таких понятиях, как «золотая пропорция», «золотое сечение», «золотая середина», «преобразование плоскости», «паркеты», функция, особенно наглядно проявляется в задачах прикладного характера с красивым решением, что помогает учителю осуществлять диалог культур на уроке.
Гениальный итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) привлёк внимание ученых рядом своих произведений, в частности, в самой бесценной картине всего человечества «Мона Лиза» (Джоконда), исследователи обнаружили, что композиция рисунка основана на «золотых треугольниках», точнее на треугольниках, являющихся частями правильного звёздчатого пятиугольника. Метод золотого сечения позволяет создать наиболее гармоничную композицию. Пропорции пирамиды Хеопса, барельефов, храмов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона говорят нам о том, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. 
Изучая тему «Правильные многоугольники» можно обратить внимание на то, что они используются в изготовлении паркетов. Укладка паркета – это искусство, которое украшало в прошлом и украшает сейчас великолепные залы многих замков и дворцов. Первые паркетные полы появились в Средневековье как неотъемлемая часть дворцов, замков, храмов и домов. Паркет становится одной из важных составляющих целостного художественного пространства, при его создании учитываются общие стилистические тенденции искусства и архитектуры конкретной эпохи. Полы выкладываются разноцветными звездами и многоугольниками из дерева, на некоторых изображаются жанровые сценки, фантастические звери и птицы, геральдическая символика и вензеля владельцев. Каждый дворцовый ансамбль Версаля, Лувра, Фонтенбло обладает уникальными мозаичными паркетами.
 На одном из уроков можно предложить учащимся практическую работу: подобрать «образцы паркетов». Выполнив такую практическую работу, ученики сталкиваются не только с математической задачей вычисления углов и площадей плиток, из которых будет изготавливаться паркет, но и с проблемой выбора цвета и сочетания цветов плиток. 
Великолепные «паркеты» были придуманы голландским художником Морисом Эшером. Элементами «паркета» у него были фигуры животных, птиц и другие. Самым простым видом «паркета» является такой, в котором плоскость заполнена фигурами с помощью параллельного переноса, симметрии. При этом паркет заполняет плоскость одинаковыми фигурами, не перекрывающими друг друга и не оставляющими на плоскости пустого пространства. Простейший паркет - тетрадный лист в клетку.
Пит Мондриан - нидерландский художник, который заложил начало абстрактной живописи наряду с Кандинским и Малевичем. В своих работах он использовал разноцветные прямоугольники разных площадей. Вдохновившись его картинами, математики придумали логическую задачу:
Квадраты Мондриана
- Заполнить холст размером 8×8 прямоугольниками, которые не накладываются друг на друга.
- Все прямоугольники должны быть уникальными (если использовали 3×1, то 1×3 уже нельзя).
- Стороны прямоугольника — целые числа.
Рисунки Пита Мондриана, которых очень много в интернете, могут помочь в подготовке набора различных трафаретов. Последние вы предложите ученикам для «рисования формулами» в графическом калькуляторе Desmos или бесплатной динамической математической программе Geogebra своих собственных вариантов лоскутных одеял.
На занятиях также можно знакомить с Полигонами (многоугольниками) в стиле «клее». Автором которых является Пауль Клее - еще один художник-абстракционист.
Так как я являюсь не только учителем математики, но и информатики, а эти два предмета тесно связаны, то на занятиях кружка по карандашному программированию в среде Pencil Сodе (онлайн-сервис текстового и блочного программирования) и Scratch (визуально событийно-ориентированная среда программирования) мы с учащимися часто обращаемся за идеями к известным художникам, исследуем математические закономерности, а затем создаем собственные варианты паркетов или свои изображения в стиле абстракционизма.  
        Таким образом, творчество становится общей темой, основой, стержнем, вокруг которого наращиваются задания по математике, технологии, информатике. И реальные дисциплины таким образом «переплетаются» с искусством и дизайном...
Математика и музыка. В настоящее время эти два слова редко можно встретить вместе. Но  именно в музыке была обнаружена таинственная направляющая роль чисел в природе. Слова великого композитора Игоря Стравинского «Музыка математична» и сейчас продолжают вдохновлять на выявление схожести смыслов понятия функции в математике и музыке.
На одном из уроков, рассматривая понятие «функция» в более широком представлении можно выявить интересную зависимость между цветами радуги, натуральными числами, и нотами в музыкальной гамме. 
Диалог культур на уроках математики раскрывается в использовании учащимися обобщения и аналогии, наглядности и выразительности не только математических объектов, но и художественных, музыкальных, литературных произведений, разностороннего анализа изучаемых объектов.
Современные условия диктуют необходимость сделать изучение культуры, истории и традиций разных народов не только на специальных предметах, но и на математике с целью превращения учащегося в  гуманного, творческого человека, готового к жизни в поликультурном мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий